Какой на самом деле была Роксолана-Хюррем. Лучше присядьте…

Сериал «Великолепный век» стал настоящим хитом, собирая у телеэкранов миллионы зрителей по всему миру. Красивые костюмы и локации, хорошая игра актёров, перипетии и интриги сюжета — всё это привлекло внимание не только женщин (данный сериал почему-то считают исключительно женским), но и многих мужчин. Сериал понравился всем. Но что же в нём является правдой, а что — чистой воды вымысел сценаристов? Давайте разберёмся…

Роксолану-Хюррем до сих пор считают одной из самых влиятельных и могущественных женщин той далёкой эпохи. О любимейшей супруге грозного османского султана Сулеймана даже в те времена знали во многих уголках мира, но настоящая слава пришла к ней только по прошествии около шести столетий после её смерти.

МЕРЬЕМ УЗЕРЛИ, ИСПОЛНИВШАЯ РОЛЬ ХЮРРЕМ В СЕРИАЛЕ «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК»

Начиная с ХIХ столетия, интерес к жизни Хюррем-султан начал снова понемногу пробуждаться — стали появляться сказания, повести, романы, поэмы и другие произведения, главной героиней которых была эта женщина. В конце 90-х годов прошлого века украинский кинематограф даже пустил на экраны телевизоров сериал под названием «Роксолана», в котором были собраны все известные мифы о Хюррем, поданные в виде романтической истории пылкой и необъятной любви между красавицей рабыней и прекрасным ханом.

Но все эти попытки глобальный интерес к Роксолане-Хюррем не пробудили, оставшись практически незамеченными для мировой общественности.

ПОРТРЕТ РОКСОЛАНЫ НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА (1540—1550)

Поздняя слава

Только после начала показа турецкого телесериала «Великолепный век» гаремные интриги шестнадцатого столетия замелькали на экранах телевизоров в каждом доме — оказалось, что в Османской империи того времени, чётко следовавшей строгим исламским традициям, была женщина, которая оставила заметный след в истории.

Что касается достоверности исторических событий, показанных в телесериале, то она является весьма размытой из-за недостаточного количества фактов о жизни людей того времени. Костюмы, украшения, элементы быта, убранство помещений, характерные фразы — всё это во многом является плодом фантазии сценаристов и оформителей.

Тайны переписки

Исследователям не хватает документов, на которые они могли бы опираться при изучении жизни османского двора, который был скрыт от посторонних глаз. Доступ в гарем был только у султана и его наследников. Евнухи, как и наложницы, летописей и мемуаров не писали. Поэтому о личной жизни правителя великой империи можно узнать только из писем султана Сулеймана и его ненаглядной Хюррем, вся нежность отношений которых довольно удачно показана в сериале.

Письменные воспоминания иноземных послов о событиях в гареме султанского дворца Топкапы, практически полностью основанные на слухах и сплетнях, а также приправленные собственными домыслами и страхами, рисовали образ Хюррем как коварной и злой ведьмы, одурманившей разум султана и проложившей себе дорогу к трону по тpyпам своих врагов и ненавистников.

ПАРАДНЫЕ ПОКОИ СУЛТАНСКОГО ДВОРЦА ТОПКАПЫ В СТАМБУЛЕ.

Пять имен Хюррем

Посол Священной Римской империи в Стамбуле в своих мемуарах «Турецкие записки» называл прекрасную жену хана Сулеймана именем Роксолана. Однако так турки называли всех рабынь-славянок, которые попадали из Восточной Европы, обозначавшейся на османских картах как Роксолания.

Но на самом деле султаншу после принятия ею исламской веры стали называть Хюррем, что означало «смеющаяся». Существует версия, что султан удостоил свою новую наложницу огромной чести, самостоятельно выбрав ей это имя.

Настоящее имя султанши, данное ей родителями, по сей день остаётся неизвестным истории. По разным версиям её могли звать Александра или Анастасия. Существует мнение, что она могла родиться в семье украинского или польского священника. Один из летописцев того времени в своих записях называл её «дочерью попа». Отчество и фамилия Гавриловна Лисовская, скорее всего, являются выдумкой писателей девятнадцатого столетия.

Достоверно известен только тот факт, что будущую Хюррем похитили из родного края кpымcкиe татары, продававшие османским купцам рабов на невольничьем рынке в месте, которое располагалось на территории нынешнего города Феодосия. Впоследствии девушка оказалась в гареме молодого Сулеймана, который в то время, вероятно, ещё не занял престол, а был лишь санджак-беем (правителем) Манисы.

Будущая любимая наложница султана тогда была ещё в подростковом возрасте, поэтому она впервые появилась в покоях османского правителя только через несколько лет. Но создатели сериала решили ускорить события, показав уже взрослую девушку, попавшую в рабство.

ТАНЦЫ В ГАРЕМЕ. КАРТИНА ХУДОЖНИКА ДЖУЛИО РОЗАТТИ, XIX ВЕК.

Была ли Хюррем «кровавой султаншей»?

В сериале «Великолепный век» Хюррем постоянно вмешивается в государственные дела не из-за скуки или для развлечения, а ради собственного выживания и выживания своих детей, которым угрожают её враги и соперницы. Для достижения целей она манипулирует решениями султана, пользуясь его безграничной любовью к себе.

На самом же деле в своей переписке с султаном Хюррем показывает небывалый государственный ум, дипломатичность и широкую образованность как для женщины того времени. Видимо, именно поэтому Сулейман настолько сильно доверял её советам.

Султанша на самом деле оказывала влияние на состав совета визирей, была в курсе международной политической ситуации, Сулейман даже доверял ей приём иностранных послов и позволял ей делать это с открытым лицом, о чём говорят тексты многих исторических записок. Более того, Хюррем тратила много средств на благотворительность, строя мечети и приюты. Что до политических интриг, которыми пронизан весь сюжет телесериала «Великолепный век», то сценаристы слегка перестарались с коварностью султанши.

Так, самые жестокие заговоры Хюррем, которые привели к казням великого визиря Ибрагима-паши и наследника престола шахзаде Мустафы, являются только лишь очередной неподтверждённой легендой.

Хюррем-султан действительно ненавидели очень многие. Она была источником зависти и страха, потому что стала первой женщиной в истории Османской империи, которая смогла так искусно использовать любовь в качестве инструмента тотальной власти как в гареме, так и далеко за его пределами.

С Хюррем началась новая эпоха в правлении империей, которую историки прозвали «женским султанатом». Султанши стали открыто вмешиваться в государственные дела, о чём ещё до Хюррем не могло быть и речи.

ОДИН ИЗ ВХОДОВ ВО ДВОРЕЦ ТОПКАПЫ.

Какие священные традиции нарушила Хюррем

Некоторые историки утверждают, что Хюррем стала причиной краха Османской империи. Хотя её развал последовал только через несколько столетий после правления Хюррем, по мнению консерваторов именно «женский султанат» стал разваливать великое государство изнутри, правители которого становились всё слабее под женским влиянием. Так ли это было — ещё стоит разобраться.

Чем же на самом деле провинилась султанша?

Во-первых, хотя никакого запрещающего закона или религиозного правила не было, до Хюррем никогда ранее султаны ещё не брали в жёны своих наложниц. Очарованный Сулейман освободил свою рабыню и заключил с ней никях (брак), что послужило поводом для скандала и пересудов.

Во-вторых, Хюррем отличилась тем, что родила султану аж пятерых сыновей: Мехмеда, Абдуллу (умер младенцем, в сериале не упоминается), Селима, Баязета и Джихангира.

Согласно древнему обычаю, наложница могла родить правителю только одного сына, после чего удостаивалась почётного статуса султанши, но при этом доступ в покои султана ей уже был закрыт — женщина должна была посвятить всё своё время воспитанию сына. Возможность продолжить династию получали другие наложницы.

В-третьих, Хюррем всячески препятствовала тому, чтобы Сулейман входил в uнтuмнyю связь с другими наложницами, хотя по священному обычаю султан мог иметь детей от неограниченного количества женщин (это делалось для того, чтобы престол не остался без наследников из-за высокого уровня смертности среди детей).

Бывали случаи, когда сам султан или его мать валиде-султан даже удаляли из гарема потенциальных конкуренток Хюррем — настолько хорошо она могла оказывать влияние на Сулеймана. Есть предположение, что матери султана однажды даже пришлось извиниться перед Хюррем за то, что она отправила в покои сына одну из молодых рабынь.

В-четвертых, в то время существовала строгая традиция, согласно которой мать наследника (шахзаде) после достижения им совершеннолетия должна была сопровождать принца в санджак — провинцию, выделенную сыну самим султаном, чтобы принц «тренировал» свои навыки руководства государством.

Хюррем-султан не последовала в провинцию ни за одним из своих сыновей. Она всегда оставалась рядом со своим мужем Сулейманом во дворце в Стамбуле. Это было причиной многих возмущений и негодования.

И самое главное: такая крепкая связь между Хюррем и Сулейманом на протяжении долгих десятилетий выходила за рамки обычаев того времени. Люди полагали, что султан, находясь под таким сильным женским влиянием, утратил способность следовать главной цели Османской империи — расширять её территорию за счёт завоевания новых земель.

Свою любовь к Хюррем султан Сулейман демонстрировал на протяжении всей своей жизни. И даже после смерти жены (то ли от болезни, то ли от отравления) он не переставал любить её. Супруг построил мечеть Сулеймание специально, чтобы похоронить там Хюррем и после своей смерти занять место рядом с ней. Такой почести не знала ни одна наложница Османской империи.

МЕЧЕТЬ СУЛЕЙМАНИЕ В СТАМБУЛЕ. АРХИТЕКТОР СИНАН. НА ТЕРРИТОРИИ МЕЧЕТИ НАХОДИТСЯ МАВЗОЛЕЙ ХЮРРЕМ.

Поделитесь статьей с подругами! Они ведь смотрели «Великолепный век»?…

Источник